Это я так, чисто теоретически.
Очередной доклад
Выполнила студентка юридического факультета Югорского Государственного Университета.
Форма реализации национального суверенитета.
Образование формы национальной государственности (республики, автономной области, автономного округа) – это форма реализации национального суверенитета, то есть ее неотъемлемое политико-правовой свойство, в силу которого она самостоятельно и свободно определяет свой политический статус и осуществляет свое развитие. Суверенитет не означает, что нация должна образовать свое суверенное государство, он может выражаться в выборе форм национальной государственности, объединяя нескольких народностей, близких в своем экономическом и историческом развитии.
Теории и практике известны три разновидности понятия «суверени¬тет»: народный, государственный, национальный. Народный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и об¬ществе. Государственный суверенитет — это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права. Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических ус¬ловий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов. С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; В юридической литературе даются и иные определения понятия госу¬дарственного суверенитета. Так, М. В. Баглай в одной из работ сформули¬ровал следующее определение: «Под суверенитетом государства понима¬ется верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам». О. Е. Кутафин счи¬тает, что «суверенитет государства — это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном об¬щении». В последнем издании учебника О. Е. Кутафин отказался давать определение государственному суверенитету и ограничился следующей формулировкой: «Государственную власть характеризует суверенитет госу¬дарства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимо¬сти»[1]. Р. Г. Тимофеева сформулировала несколько иное определение суве¬ренитета: «Суверенность государственной власти есть его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой вла¬сти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимо¬отношениях с другими государствами»[2]. Суверенитет — это не свойство государственной власти, а главный атрибут государства, который государственная власть призвана охранять, защищать и без которого государство превращается в квазигосударство. Общепризнанные атрибуты государства, его неотъемле¬мые составляющие — территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет даже одной из этих составляющих, нет и го¬сударства. Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содер¬жания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверени¬тета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномо¬чия не являются ограничением суверенитета. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем явля¬ются народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверени¬тет — категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировка суверенитета исключена. Всякое дозирование суве¬ренитета есть свидетельство его отсутствия у дозируемой стороны. Суверенитет Российской Федерации невозможно поделить на 85 частей, так же как в США — на 50 или в ФРГ — на 16. Единство суверенитета не есть тождество народного, национального и государственного суверенитетов, так как:
1) они отличаются субъектами;
2) их внутреннее содержание и объем не одинаковы;
3) имеются различия в формах их реализации.
Названные особенности хорошо видны в коммен¬тариях, которые давались выше, при анализе элементов-признаков содер¬жания суверенитетов. Для Российской Федерации острый характер приобрела проблема «трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объектив¬ных факторов, не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма. Например, Татарстан в одностороннем порядке, игнорируя Конституцию РФ и мнение федеральных властей, возвел свой суверенитет в абсолют.
Национальный и государственный суверенитеты не тождественны — это возможно только в государстве, созданном по чисто расовому принци¬пу. Государство, являясь носителем государственного суверенитета, при¬звано выражать волю всех граждан, обеспечивать, охранять, защищать их права и интересы независимо от национальной принадлежности. Возво¬дить привилегированное положение любой нации в государственный ранг равносильно разделу государства. А. Линкольн накануне гражданской войны в США пророчески заметил: «Дом разделенный выстоять не мо¬жет». Не сможет выстоять и наше государство, так как состоит из пол¬ноправных и неполноправных субъектов, а также из неравноправных граждан. При этом надо иметь в виду, что в случае «трансформации» наци¬онального суверенитета в государственный национальный не исчезает, а приобретает новые, более высокие формы реализации, что находит отра¬жение в названии и содержании конституции, структуре органов государ¬ственной власти, в символах государства и т. д. Согласно ст. 4 Конституции РФ: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеративные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосно¬венность своей территории». Совершенно очевидно, что статья призвана предупредить, предотв¬ратить распад России. Именно поэтому, по Конституции РФ, республики в ее составе не провозглашаются суверенными, им не предоставляется право свободного выхода из состава Федерации. [3]
Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ записано: «Республика (государ¬ство) имеет свою конституцию и законодательство». Из этого следует, что если республика является государством, то она обладает государственным суверенитетом, который является неотъемлемым атрибутом государства. в ст. 3 Конституции Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г. особо подчер-кивается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ». А много¬национальный народ России к суверенитету Татарстана не имеет никакого отношения. Заслуживают внимания еще три статьи Конституции Татарстана. «Республика Татарстан имеет свое гражданство» (ст. 21), «право решать в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан» (п. 13 ст. 97). «Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» (п. 3 ст. 21). Таким образом, Татар¬стан присваивает себе право принимать иностранцев и лиц без граждан¬ства в российское гражданство, что ставит под сомнение суверенитет Рос¬сийской Федерации. Нельзя забывать, что у России немало внутренних и внешних врагов, угроза ее распада не канула в лету. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются:
референдумы и свободные выборы;
опросы общественного мнения;
обсуждение проектов законов;
формирование органов местного самоуправления.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).
[1] О. Е. Кутафин – Конституционное право России, 2006 г.
[2] Р. Г. Тимофеева – Пособие по Конституционному праву России, 2004 г.
[3] М. В. Баглай – Конституционное право России. 2005 г.
[4] Конституция РФ.
Выполнила студентка юридического факультета Югорского Государственного Университета.
Форма реализации национального суверенитета.
Образование формы национальной государственности (республики, автономной области, автономного округа) – это форма реализации национального суверенитета, то есть ее неотъемлемое политико-правовой свойство, в силу которого она самостоятельно и свободно определяет свой политический статус и осуществляет свое развитие. Суверенитет не означает, что нация должна образовать свое суверенное государство, он может выражаться в выборе форм национальной государственности, объединяя нескольких народностей, близких в своем экономическом и историческом развитии.
Теории и практике известны три разновидности понятия «суверени¬тет»: народный, государственный, национальный. Народный суверенитет — верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего не зависимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и об¬ществе. Государственный суверенитет — это верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права. Под национальным суверенитетом мы понимаем верховное право нации на самоопределение, т. е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических ус¬ловий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов. С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; В юридической литературе даются и иные определения понятия госу¬дарственного суверенитета. Так, М. В. Баглай в одной из работ сформули¬ровал следующее определение: «Под суверенитетом государства понима¬ется верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам». О. Е. Кутафин счи¬тает, что «суверенитет государства — это свойство государственной власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на его территории и за ее пределами в международном об¬щении». В последнем издании учебника О. Е. Кутафин отказался давать определение государственному суверенитету и ограничился следующей формулировкой: «Государственную власть характеризует суверенитет госу¬дарства, который проявляется в ее верховенстве, единстве и независимо¬сти»[1]. Р. Г. Тимофеева сформулировала несколько иное определение суве¬ренитета: «Суверенность государственной власти есть его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой вла¬сти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимо¬отношениях с другими государствами»[2]. Суверенитет — это не свойство государственной власти, а главный атрибут государства, который государственная власть призвана охранять, защищать и без которого государство превращается в квазигосударство. Общепризнанные атрибуты государства, его неотъемле¬мые составляющие — территория, население, гражданство, публичная власть, суверенитет. Если нет даже одной из этих составляющих, нет и го¬сударства. Неотчуждаемость суверенитета — наиважнейший элемент его содер¬жания. Суверенитет существует реально или потенциально до тех пор, пока есть народ, нация, государство. Однако неотчуждаемость суверени¬тета не следует смешивать с полномочиями, которые могут передаваться для реализации соответствующим политическим институтам, а полномо¬чия не являются ограничением суверенитета. Единство суверенитета означает, что его субъектом, носителем явля¬ются народ, нация, государство. Суверенитет един и неделим. Суверени¬тет — категория недробная: либо он есть в полном объеме, либо его нет совсем. Дозировка суверенитета исключена. Всякое дозирование суве¬ренитета есть свидетельство его отсутствия у дозируемой стороны. Суверенитет Российской Федерации невозможно поделить на 85 частей, так же как в США — на 50 или в ФРГ — на 16. Единство суверенитета не есть тождество народного, национального и государственного суверенитетов, так как:
1) они отличаются субъектами;
2) их внутреннее содержание и объем не одинаковы;
3) имеются различия в формах их реализации.
Названные особенности хорошо видны в коммен¬тариях, которые давались выше, при анализе элементов-признаков содер¬жания суверенитетов. Для Российской Федерации острый характер приобрела проблема «трансформации» национального суверенитета в государственный, которая стала решаться произвольно, вопреки науке, без учета многих объектив¬ных факторов, не терпящих национального эгоцентризма и волюнтаризма. Например, Татарстан в одностороннем порядке, игнорируя Конституцию РФ и мнение федеральных властей, возвел свой суверенитет в абсолют.
Национальный и государственный суверенитеты не тождественны — это возможно только в государстве, созданном по чисто расовому принци¬пу. Государство, являясь носителем государственного суверенитета, при¬звано выражать волю всех граждан, обеспечивать, охранять, защищать их права и интересы независимо от национальной принадлежности. Возво¬дить привилегированное положение любой нации в государственный ранг равносильно разделу государства. А. Линкольн накануне гражданской войны в США пророчески заметил: «Дом разделенный выстоять не мо¬жет». Не сможет выстоять и наше государство, так как состоит из пол¬ноправных и неполноправных субъектов, а также из неравноправных граждан. При этом надо иметь в виду, что в случае «трансформации» наци¬онального суверенитета в государственный национальный не исчезает, а приобретает новые, более высокие формы реализации, что находит отра¬жение в названии и содержании конституции, структуре органов государ¬ственной власти, в символах государства и т. д. Согласно ст. 4 Конституции РФ: «1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеративные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосно¬венность своей территории». Совершенно очевидно, что статья призвана предупредить, предотв¬ратить распад России. Именно поэтому, по Конституции РФ, республики в ее составе не провозглашаются суверенными, им не предоставляется право свободного выхода из состава Федерации. [3]
Однако в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ записано: «Республика (государ¬ство) имеет свою конституцию и законодательство». Из этого следует, что если республика является государством, то она обладает государственным суверенитетом, который является неотъемлемым атрибутом государства. в ст. 3 Конституции Республики Татарстан от 19 апреля 2002 г. особо подчер-кивается: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Татарстан является ее многонациональный народ». А много¬национальный народ России к суверенитету Татарстана не имеет никакого отношения. Заслуживают внимания еще три статьи Конституции Татарстана. «Республика Татарстан имеет свое гражданство» (ст. 21), «право решать в соответствии с законом вопросы гражданства Республики Татарстан» (п. 13 ст. 97). «Гражданин Республики Татарстан одновременно является гражданином Российской Федерации» (п. 3 ст. 21). Таким образом, Татар¬стан присваивает себе право принимать иностранцев и лиц без граждан¬ства в российское гражданство, что ставит под сомнение суверенитет Рос¬сийской Федерации. Нельзя забывать, что у России немало внутренних и внешних врагов, угроза ее распада не канула в лету. Демократический характер Российского государства проявляется в том, что согласно ст. 3 Конституции РФ "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ". Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. В ч. 2 ст. 3 Конституции РФ подчеркивается, что народ осуществляет свою власть в форме представительной демократии через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Формами непосредственного осуществления народовластия являются:
референдумы и свободные выборы;
опросы общественного мнения;
обсуждение проектов законов;
формирование органов местного самоуправления.
Представительная форма народовластия выражается в том, что интересы и волю народа представляют и выражают законные избранники народа в законодательные органы власти (Государственную думу Федерального собрания РФ, в парламенты субъектов Российской Федерации), в представительные органы местного самоуправления. Установленная законом периодичность и обязательность выборов является одной из важнейших гарантий реализации народовластия.
Таким образом, народовластие осуществляется (механизм осуществления народовластия) через государство, политические партии, другие общественные объединения, органы местного самоуправления, институты непосредственной демократии. Захват власти или проявление властных полномочий рассматривается как тягчайшее преступление и преследуется по закону (ч. 4 ст.3 Конституции РФ).
[1] О. Е. Кутафин – Конституционное право России, 2006 г.
[2] Р. Г. Тимофеева – Пособие по Конституционному праву России, 2004 г.
[3] М. В. Баглай – Конституционное право России. 2005 г.
[4] Конституция РФ.
@темы: учёба